Термин «археология» используют и Страбон, и другие, прежде всего греческие авторы. Все они оказывали ему значение древней и даже первобытной истории.

Латинские авторы императорского Рима применяли другой срок, но с тем же значением: antiquitates - древности. В императорские же время в Риме возник термин «antiquarius» - антикварий, то есть любитель древности. В средние термин «археология» был вытеснен термином «древности» и на долгие годы забыт.

В средние века антиквария называли переписчиков древних рукописей, а во времена Возрождения - любителей, коллекционеров и исследователей вещественных памятников, главным образом, произведений искусства классической, то есть греческой и римской, давности, то есть - античности.

В 1767 году профессор Геттингенского университета Христиан Готтлиб Гейне возродил греческий термин «археология», прочитав курс лекций «Археология искусства древности, преимущественно греков и римлян». Но восстановлен срок не было уже того широкого значения, которые предоставляли ему греки. Х. Г. Гейне под археологией понимал только описание и классификацию памятников классического искусства. Это соответствовало общему восприятию древней истории. Дело в том, что к началу ХИУ века любителей и исследователей древности интересовали только произведения искусства античности. Изучение первобытных древностей, а также бытовых вещественных памятников (простого посуды, орудий труда и т. Д.) Не входило в круг их интересов.